Ты дерево, твое место в саду

Деревья мы пытаемся осмыслить с древних времен — такие большие, долго живущие, говорят с ветром, выглядят как лестница с земли на небо — о чем они? О чем с ними можно?

Навешивать на дерево тряпочки (или что-нибудь еще) — давняя традиция коммуникации, кто-то делает это для загадывания желаний, а кто-то — для создания арт-объектов. Японскую художницу Яои Кусама (Yayoi Kusama) привлекают точки («полька дот», узор в горошек), и она рисует их на разных поверхностях. В 2009 году на выставке Walking In My Mind ее работы стали частью экспозиции не только внутри, но и снаружи галереи Хейвард (Лондон). 24 дерева на улице были обернуты в ткань с узором. Эту же идею она использовала в Испании, Франции и в Японии.

3829897590_3dd96d46e7_zPhoto: Mink

Лэнд-артисты Христо Явашев и Жанна-Клод де Гийебог (Christo и Jeanne Claude) обертывали разные объекты в ткань, бумагу или пленку — в том числе, в 1997-98 годах они оборачивали деревья в парке в Швейцарии.

wrapped2

wrapped

Photo: Wolfgang Volz

Магда Сайег (Magda Sayeg)  придумала новое направление стрит-арта — обвязывание городских пространств. В мае 2006 года она с группой единомышленников украсила вязаными полотнами 25 деревьев на магистрали Аллен Парквей в Хьюстоне. Движение очень популярно. (В Москве в 2011 году в Парке Горького тоже утепляли деревья чулочными изделиями — http://www.rg.ru/2011/12/21/gorkogo-site.html)

knitPhoto: http://www.flickr.com/photos/jwagner

Зандер Олсен (Zander Olsen) в проекте Tree, Line обертывал белой тканью стволы деревьев в лесах Суррея, Гэмпшира и Уэльса, а потом фотографировал получившееся, исследуя линию горизонта.

Zander Olsen_Tree, Line_008

Zander Olsen_Tree, Line_006
Photo: http://www.zanderolsen.com

Австралийский художник Константин Димопулос (Konstantin Dimopoulos) решил обойтись без ткани: для своего проекта Blue Trees он красит деревья голубой краской, чтобы привлечь внимание к вырубкам. Краска экологически чистая, на водной основе, смывается дождем или из шланга. Синими деревья побывали в Ванкувере, Сиэттле, Флориде, Сакраменто.

Blue-Trees_Port-Moody_Low-Res

Blue-Tree-Autumn-Looking-Up_1000-pixels
Photo: http://www.kondimopoulos.com

В 2011 году художники Йоаким Каминский и Мария Полл (Joakim Kaminsky и Maria Poll) размышляли о жизненном цикле сосен и о том, что 90 процентов леса в Швеции используется для лесозаготовки, при помощи проекта «Clear Cut». Для этого они «окольцевали» стволы 15 метрами зеркального покрытия, создав визуальный эффект разделения дерева напополам, и наблюдали за возникающими отражениями и заходом солнца.

clearcut_01clearcut_02
Photo: Kjellgren Kaminsky Architecture

Обертывание — не единственный способ взаимодействовать с окружающей природой. Британская художница Салли Мэтьюз (Sally Matthews) в 2011 году в Норвегии в Гриздайльском лесу в Норвегии создала скульптурную группу вепрей, сделанных из ила, хвороста, грязи и коряг, собранных в том же лесу. Скульптуры постепенно рассыпаются и возвращаются в землю.

kaban1

kaban

В том же Гриздайле Ричард Хэррис (Richard Harris) создал конструкцию «Полая ель» — говорят, изнутри конструкции вид на ельник особенно интересен.

el

Немецкий художественный коллектив Zonenkinder в Tree Project одушевлял деревья, рисуя на стволах и пнях мордочки. Они использовали только старые, погибающие деревья, и рисовали только биоразлагающимися вещестами, чтобы уж точно ничего не испортить. Занимались они этим в Дании, Франции и Германии.

Tree1

Tree2
Photo: http://www.zonenkinder.org

Еще один метод выразить мысль посредством дерева — арбоскульптура. Хотя этот метод постоянно из декоративного желает стать прикладным. Джон Крабсак (John Krubsack, 1858-1941) посадил в  1903 году в Висконсине семенами то ли 28, то ли 32 клена, из которых в течении одиннадцати лет путем прививания и формовки вырастил кресло. Кресло срезали, высушили и покрыли лаком.

Krubsack_chair

Американский фермер Аксель Эрландсон (Axel Erlandson 1884 –1964) в 1925 году начал заниматься скручиванием деревьев как хобби, переплетая между собой сикоморы. В 1947 году он основал в Калифорнии парк арбоскульптур Tree Circus. За свою жизнь Эрландсон сформировал более 70 арбоскульптур, многие существуют до сих пор.

axel

Слово «арбоскульптура» придумал гораздо позже Ричард Римс (Richard Reames), вдохновлявшийся методами Эрландсона и в 1995 году издавший свою первую книгу с этим термином.

В 1996 австралийские художники Питер Кук и Бэки Нортей (Peter Cook и Becky Northey) решили выращивать живую мебель. Первые эксперименты они проводили на иве, впоследствии — на садовой сливе, черемухе и других видах лиственных. Что-то из выращенного становится мебелью, скульптурой, а что-то так и остается жить в саду, как древесные человечки.

pook_in_chair_03

people-trees-13
Photo: http://pooktre.com

Однако, очень широким спросом такой ландшафтный дизайн не пользуется: на выращивание одной древесной скульптуры уходит от 8 до 10 лет, а кто готов ждать заказанного стула годами?

Дизайнеры компании «BOARD» из Роттердама придумали, как ускорить создание арбоскульптур, и разработали проект «ATREE?»: они предлагают брать быстрорастущие (за год до 2 м.) разновидности ивы, заплетая их в виде кругов, спиралей и прочих фигур — и использовать для, например, парка отдыха, или украшения улиц, или временно декорировать ивовыми скульптурами выставки и другие мероприятия.

1277228231-board-atree-image-3-528x3811277228281-board-atree-image-17
Photo: BOARD http://www.archdaily.com

В 2005 году компания «TreeNovation» представила на Международном конкурсе дизайна в Японии проект «Более добрый лес: живая детская площадка».  TreeNovation  предложили вырастить детский игровой комплекс: это одновременно и озеленение города, и функционально, и недорого. Правда, расти такой комплекс будет долго. Зато когда вырастет, прослужит в течение 700 лет.
newsKf
Photo: http://www.plantware.org

В 2011 году шведская архитектурная фирма Visiondivision придумала и заложила для Политехнического университета Милана живую беседку на территории кампуса, расти которой предстоит еще много лет: 10 сакур были высажены в круг диаметром восемь метров. Живая деревянная лестница будет вести на будущий второй этаж.

1319811280-21-visiondivision-the-patient-gardener-general-view-72dpi-528x373
1319811242-1-visiondivision-the-patient-gardener-exterior-perspective-72dpi
Photo: www.visiondivision.com

Большое уважение дереву самому по себе, как таковому, оказали в Японии. На побережье одного из наиболее  пострадавших при цунами 1 марта 2011 года городов, Рикузентакате, из 70-тысячного леса чудом выжила одна сосна. Она стала символом стойкости и надежды на возрождение. Но постепенно из-за засоленности почвы сосна стала все же погибать, и тогда ее решили законсервировать. 27-метровое дерево было разделено на 9 сегментов. Сердцевину высверлили и заменили на карбоновый стержень, восстановили рисунок кроны, кору при помощи секций из армированного пластика на каркасе из углеродного волокна и синтетических смол. Воссозданное дерево было установлено на прежнем месте — уже в виде памятника.
tsunami-tree_2505830k
Photo: Kyodo News

Advertisements