История одного озеленения

Москвичка Оксана Пантелеева уже четыре года разбивает клумбы у подъезда своего дома. Мы публикуем ее подробный рассказ про инстанции, этапы работы, реакцию соседей и истинную награду садовода. Интересно, красиво и полезно.

_____

Я переехала в Куркино (район на севере Москвы) в 2008 году. Мы живем самом обычном районе, в самом обычном 19-этажном доме.
4 года назад здесь все было по-другому…

У нас перед подъездом две огромные клумбы были запланированы еще на стадии проектирования придомовой территории. Когда мы переезжали (декабрь 2008), то, естественно, под слоем снега и грязи там и разглядеть было нечего. А к марту стало ясно, что единственно посаженный ГУИСом (инженерная служба административных округов и районов города Москвы) можжевельник не пережил зиму…

На тот момент в нашем подъезде жило что-то около 10 семей.(всего у нас 70 квартир). Многие еще вовсю делали ремонт, и им было, конечно, не до клумб. А я как представила, что мы будем каждый день ходить мимо неухоженных безликих пятен, так и взяла на себя инициативу и ответственность за клумбы у подъезда.

Сперва мы с мужем и нашим консъержем (самым активным моим помощником) проверили состояние земли. Выкопали ямки глубиной примерно на две лопаты — стало ясно, что земли нет, один строительный мусор. Поэтому первым делом надо было заказывать хорошую плодородную землю. Я сделала пару эскизов, посчитала, сколько земли надо заказать, и пошла в УК (управляющую компанию) и ГУИС просить помощи. Конечно, мне было отказано… вернее, ГУИС пообещал моральную поддержку – в смысле, не планировать свои посадки на наши клумбы в будущем (это очень важно в Москве!).
Поэтому ничего не оставалось, кроме как провести собрание с соседями, на котором мы приняли решение собрать деньги на придомовое озеленение.

Я не помню, сколько мы собирали, но машина земли тогда нам обошлась в 9000 рублей. А еще хватило на семена, рассаду однолетников и поливочную систему.

Я стала читать про основы ландшафтного дизайна. И изучать особенность расположения наших клумб.
Они находятся с двух сторон от парадного входа. Но одна беда – у нас очень сильные ветра. Это обязательно надо учитывать – не все растения выдержат такие нагрузки.

По мере ознакомления с материалами об озеленении я поняла, что в первые годы не надо стараться посадить многолетники (земля свежая и еще не готова). И потом я не забывала, что дом наш новый и только сдан госкомиссии. А по закону в течении трех лет действует так называемая временная схема озеленения придомовой территории… И я очень переживала, что мы потом можем потерять все, если ГУИС все же вздумает «озеленить» наши клумбы. Я видела такое в другом районе Москвы, как с любовью посаженные цветы, были выброшены – потому что «по плану здесь другое»…

Итак, в первый год мы просто сделали зеленый газон и бордюр из однолетников. Я купила в ОБИ рассаду бархатцев, бегонии и цинерарии себеристой. Так как денежных средств явно не хватало, то все остальное мы посеяли.

По всему периметру я сеяла турецкую гвоздику, помня, что она зацветет только на второй год, я представляла каким красивым фоном она станет для цинерарии. Также для зелени я посеяла кудрявую петрушку, укроп и базилики. Вы скажите, так никто не делает? Наверное, но денег хватило только на дешевые семена трав. Но к середине лета это было так все красиво!

Фотографий тех лет мало, к сожалению… Но вот здесь видна гвоздика на второй год, когда зацвела.

Следующей весной ко мне стали подходить соседи и предлагать растения со своих дач. Так как мы уже знали, что у нас может расти и цвести, а что нет, мы отобрали самые подходящие сорта кустов и цветов.
Вот так у нас появились ирисы трех расцветок, спирея японская, гортензия древовидная, кипарис и хризантемы.
Но первые три года я не думала особо о композиции, и мы подсаживали как попало…

И вот в этом году, когда земля у нас по всем признакам стала благородной почвой, количество (а главное, размеры) многолетников должны были сподвигнуть меня на очередной подвиг – создание композиции.
Я очень много всего прочитала, консультировалась с ландшафтными дизайнерами. Итогом моей работы за последний месяц стали две такие клумбы.

Этапы работы были самыми обычными. Сначала я нарисовала несколько схем на листочке бумаги в масштабе. Прикинула композицию. Выделила центральные части и фасадные. Определила, где будут многолетники и как я буду подсаживать однолетники (их красоту не заменить ничем).
Составила список по времени цветения, разверам, темпам роста. Получилась внушительная такая таблица.
Потом составила список желательных растений для приобретения.
Сделала предварительные эскизы.
Когда сошел снег и земля прогрелась, мы приступили к работе.

Я не знаю, правильно ли я все сделала, правильно ли распланировала… Жизнь покажет. Но растениям пришлись по вкусу и новые соседи (в питомнике «Вашутино» я приобрела иву «козью», чубушник и спирею голд), и новые места.

У нас три года рос ирис, который отказывался цвести, и когда мы все пересаживали, то консъерж предложил его выкинуть – «бездельник, только воду пьет». Но я пожалела. И о чудо! Он расцвел, красивыми молочно-ванильными цветами.

До самого последнего момента я не знала, что делать с турецкой гвоздикой. За три года она разрослась неимоверно. Но красота неземная… и видно, что ей у нас нравится. Поэтому было принято решение пересадить ее и сделать из гвоздики «забор» к нашим клумбам. Получился бордюр по всему периметру. А излишки мы раздали соседям и всем желающим.

Наряду с многолетниками, я посадила однолетние цинерарию себеристую (я очень ее люблю), королевские календулы, базилик фиолетовый, флоксы однолетние невысокие, лобелию и цинию.

Соседи… По крайней мере, я не слышала ничего плохого. В этом году стали подходить и благодарить. Мне активно во всем помогает моя подруга и соседка Маша. За что я ей безмерно благодарна.
Конечно, были моменты, когда у меня опусались руки. И я не хотела больше этим заниматься. Так как казалось, что кроме меня это никому не нужно. Но мне муж сказал очень хорошую вещь однажды – «ты делаешь красоту прежде всего для нас», мы каждый день любуемся этим… А если и другим будет хорошо — то от этого вдвойне празднично.
Вот такая моя история. Вот так сделали мы.

Вообще ничего не бойтесь!
Если очень хочется  — все получится обязательно. Главное — захотеть, чтобы рядом с вами стало красиво.

____

Автор текста и фото — Оксана Пантелеева

